Первый критерий – эстетика. Второй – естественность. И третий – собственное чутье. Точно так же, как при оценке картины, если вы видели много хороших картин. Вы безошибочно отличите от них плохую.
Любовь — одна, подделок — много
И было им знамение... (Кажется, из какой-то сказки)
Князь Игорь расценил затмение солнца как неблагоприятный знак, как знамение неуспеха его военного предприятия. Он знамения воспринимал всерьез. — А вы?
Мы привыкли, что созданию семьи должна предшествовать любовь; но вы уверены, что любовь тут нечто большее, чем знание? Почему из того, что они "так любят друг друга" следует то что им стоит жениться и что семья у них получится? Любовь может семьи и скреплять, и расшатывать — все зависит от того, что это за любовь. Самая распространенная подделка под любовь — это влюбленность, сладкая болезнь души и тела...
Влюбиться может не каждый и не всегда, для этого требуются некоторые необходимые условия. Первое условие — это состояние предвлюбленности: готовности любить, а точнее, желания быть любимым. Как правило, за этим стоят:
— секс. Ну например, парень два года был в армии, два года женщин не видел. Пришел на "гражданку" — готов любить каждую. Это любовь? Нет, это почти любовь, это рядом с любовью, но точнее;это все-таки назвать нормальным, естественным половым влечением мужчины к женщине.
Это стыдно? Нет, скорее обидно, если этого влечения нет. Но разве парень может прямо сказать девушке: "У меня к тебе такое половое влечение!.."? В нашей культуре "просто сексуальность" считается чем-то неприличным, и все "обряжается" в романтические одежды любви.
— престиж и конформная реакция на общественные предписания.
Все подружки уже повлюблялись, у всех уже парни есть, а у меня еще нет. Что, я хуже других? У меня тоже что-то должно быть!
Отовсюду, как гипноз, идет внушение: "Пора влюбиться. Влюбляться в такого-то и не влюбляться — в такого. Особо модно в этом сезоне влюбляться в такого-то". Влюбляемся — по госзаказу...
— невроз— острое состояние неудовлетворенности вызывающее желание куда-то от него сбежать… Куда сбежать приятнее и удобнее всего? В любовь! Любовь освобождает от невроза (хотя и ненадолго), a вся благодарность и радость (Нашла человека, который!..) в форме любви выливается на освободителя...
Сила вспыхнувшей любви прямо пропорциональна тяжести породившего ее невроза.
— романтизм — отрицание серой обычной жизни и вера: поиск чего-то необыкновенного, мечтательность и готовность к идеализации. Самый продуктивный для любви невроз: интенсивно рекламируемый по радио и телевидению.
И вот — весна, теплый ветерок играет ее легким платьем, она идет по городу, она уже влюблена. В кого? Еще неизвестно, но глаза уже влюбленные. Где же ты, мой единственный, о котором сердце скажет?.. Это и называется — состояние предвлюбленности, — состояние, когда она не может не влюбиться!
И если в этот момент кто-то удачно и вовремя подошел, что надо сказал ("Девушка, разрешите подарить вам цветок за ваше очарование... Слушайте, давайте я приглашу вас в кино — меня два билета, прекрасный фильм, не пожалеете...) — то все, сердце у нее забилось, она себе сказала: "Это — Он!", она влюбилась.
По сути, он теперь ей и не нужен. Она сама про него придумает все, что ей нужно, все, что она еще раньше — "про Него " — намечтала. Она влюбилась в человека или в свои мечты-фантазии? В мечты. А поженятся— жить с кем?
Механизм такой влюбленности очень напоминает механизм запечатления у животных.
Известный зоопсихолог К.Лоренц показал, что появившиеся на свет птенцы (и не только птенцы) еще не знают, кто их мама. В строго определенное время, спустя несколько часов после рождения, у них возникает состояние готовности к запечатлению, их глаза как бы ищут "Кто ты, мама? Где ты, мама?" Мамой же признается то, что имеет "ключевые раздражители" — для гусят, например, это нечто, напоминающее клюв у движущегося объекта средних размеров. Поскольку обычно сразу после рождения с ними рядом мама, запечатлевают они именно ее. Но, если исследователь маму убирает, присаживается вместо нее, чем-то изображая клюв — гусята признают его за свою маму и после этого готовы все детство ходить за ним. Все, запечатление произошло: теперь покажи им настоящую, родную маму— они ее не узнают.
У готового влюбиться человека все происходит аналогично. В напряженном состоянии предвлюбленности она искала "Его" — и "знаки" о нем. Стоит случиться знамениям (забилось сердце, смятение мыслей и чувств), как открывается "клапан" и запускается "половодье чувств". Желание-мечта "опредмечивается" и рождается стр-р-растная любовь.
Первый бытовой "индикатор" (знамение) любви — учащенное биение или "йокание" сердца.
Американские психологи провели остроумный эксперимент "Подставной метроном". Молодым людям говорили, что изучают их вкусы, предлагали им просмотреть журналы (как правило, "Playboy") с фотографиями привлекательных девушек и просили указывать, какие изображения вызывают у них чувства, а какие оставляют равнодушными. Для объективности у молодых людей снимали также показания кожно-гальванической реакции и биение сердца, которое выводилось на громко тикающий метроном. Когда сердце билось спокойно, ровно, так же отстукивал и метроном. Если вдруг сердце "волновалось", метроном также переходил на быструю дробь. Испытуемые не знали одного: того, что метроном — подставной и управляется не биением их сердца, а просто регулируется экспериментатором. И, если исследователь делал стук метронома спокойным, ровным, молодые люди просматривали журналы с индифферентным выражением лица: "Нет, не то, не нравится..." Стоило экспериментатору убыстрить тиканье метронома, как лица оживлялись и молодые люди вздыхали: "Какая женщина... Ах!".
Сердце даже не забилось — им только КАЗАЛОСЬ, что сердце учащенно бьется, и это провоцировало у них нежные чувства...
Все просто: сердце бьется, отзывается — значит, люблю. А молчит, значит "нет". Как одна очень милая девушка из клуба убеждала меня по поводу своих чувств к одному тоже очень милому молодому человеку: "Я правда его люблю — когда я рядом с ним, то я уже ничего не соображаю, сказать ничего не могу, и сердце так бьется..."
То есть бытовой индикатор любви таков: когда голова нормальная, светлая, работает хорошо и со здоровьем все нормально — я не влюблен, а если что-то с разумом моим стало и со здоровьем нелады— значит, влюбился...
Другой важный индикатор любви — сила влечения, приводящая к дезорганизации жизни. Жизнь взбаламучена, не могу ни есть, ни спать, ни делами заниматься — значит, пришла любовь. А если живу нормально, по-человечески. спокойно — значит, ее нет.
В дальнейшем развитии этой душевной болезни, именуем: влюбленностью, большую роль играют дополнительные "знаки" а именно возникновение следующих переживаний-иллюзий:
— "это важнее всего прочего и прекращение этого я не переживу". Переживание дает разрешение на безделье готовность к страданиям: "Ах, он меня не любит!"
Да, страдать приятно, но сколько времени вы разрешите себе выкинуть на это? Есть простая жесткая проверка: "А если начнется война? Вы будете тогда заниматься делом или продолжите страдать?" Страдания цветут до тех пор, пока есть возможность побездельничать.
— "он единственный и неповторимый" (и другие вариации на тему "Только раз бывает в жизни встреча"). Соответственно, рождаются запреты на интерес к другим достойным людям — и сейчас, и после, пока жива "память любви".
Достойный, на мой взгляд, (пусть и резковатый) ответ на это дал Бернард Шоу: "Любовь — это совершенно неоправданное выделение мужчиной одной женщины среди всех остальных.
— "он не как все и прекрасен". Это очень приятная иллюзия, несущая, однако, в себе риск завышения ожиданий.
Вначале в этой иллюзии купаться приятно. Через некоторое время неизбежна усталость — и того, кто очарован, и особенно того, кем очарованы. За усталостью пойдет дерганье и злость.
— "это выше меня". Самая распространенная бытовая "расшифровка" этого любовного переживания — полное снятие ответственности. "Это выше меня — значит, я ни при чем. Что вы от меня хотите?". Отсюда же — ощущение того, что теперь можно все: "Единственный закон для влюбленного — закон любви".
В этом смысле любовь — это моральное разрешение на безответственные отношения со случайным человеком.
Что за человек — не знаю, но иду на серьезнейшие шаги, нередко ломаю судьбу и ему, и себе — только потому, что "люблю ". То есть только потому, что в голове туман, и сердце как-то неровно бьется...
Любовь — это сон, (может быть, и прекрасный сон), но прежде чем заснуть, убедись, не в грязной ли ты луже. С каким ты человеком рядом?
То, что ты его любишь, совершенно не значит, что ты его знаешь.
К "сердцу" надо прислушиваться, но надо еще и учитывать, что сердце может обмануть.