Павел Звычайный и Оксана Лебедев: "Донести до зрителей всю красоту спортивного танца!"

15 апреля в Кремлевском дворце пройдет Чемпионат Европы по латиноамериканским танцам среди профессионалов. Турнир состоится при поддержке генерального спонсора «Газпромбанк». Официальный партнер — ОАО «ЯТЭК». Организацией руководит заслуженный деятель искусств России, президент Российского танцевального союза, почетный вице-президент WDC Станислав Попов. Мы побеседовали с Павлом Звычайным и Оксаной Лебедев — танцорами, которых специалисты называют в числе главных фаворитов Чемпионата Европы.

Об идеальном партнере и дуэтности

Оксана:

Мы уже сами педагоги, работаем с парами и с юными, и со взрослыми. Поэтому могу говорить, опираясь на этот опыт и на осознание себя самой, на мои ощущения как партнерши. Мне нравится, когда рядом человек, который даже если что-то не получается и он не доволен, он не будет высказывать негатив, воспитывать или давить на меня. Видя, что я стараюсь, но у меня не получается, он найдет такой подход чтобы поддержать меня в этот момент. Или, может быть, даже как-то направить меня, как-то положительно настроить, чтобы я не боялась, что может что-то не получиться. Мне нужно, чтобы наоборот, мой партнер мог вселить в меня веру в собственные силы, дать понять, что просто нужно время и нужно терпение, и тогда всё обязательно получится. Это взаимопонимание в паре. Оно очень важно для меня, да и для любого танцора. Ведь всё равно мы все в танцах очень амбициозные, и когда начинается борьба какая-то друг с другом, я считаю, что это совершенно не продуктивно. Особенно для девушек. Мы все чувствительные — видим и замечаем каждый взгляд, каждый жест. Поэтому отношение с пониманием и с поддержкой, для меня вот это очень важно.

Павел:

Я тоже думаю, что самое-самое главное, чтобы у обоих партнеров на протяжении многих лет совместного танцевания не терялась вера друг в друга, и была взаимная поддержка. Чтобы женщина давала мужчине уверенность в том, что всё получится. И я согласен с Оксаной, что самое главное, чтобы партнер, мужчина, поддерживал и верил в свою партнершу. Это залог успеха дуэта. Это и есть самое главное в партнерстве.

В паре и во всей команде вместе с тренерами должна быть четкая цель, четкое направление куда мы хотим двигаться, что для этого нужно делать. Когда возникают какие-то недопонимания, или у одного появляется какое-то другое видение, становится немного сложно. Что может быть и неплохо, может получится какое-то новое открытие. Но мне кажется, нужно иметь четкую цель и к ней двигаться всем вместе.

Оксана:

Я думаю, что очень важно распределение обязанностей в паре, осознание того, какую я играю роль как партнерша, что для себя должен осознать Павел как партнер. И если партнер имеет своё видение, и я это видение хорошо чувствую и поддерживаю, мне кажется всегда легче, чем, когда как лебедь, рак и щука все в разные стороны тянут. Может тренеры не согласны и хотят от нас чего-то другого. А у нас, к счастью, так совпало, что мы работаем с главным тренером Эспеном Салбергом, чемпионом мира, с Кармен Винцель тоже чемпионкой мира. Мы примерно одну и туже цель видим в нашей работе, все три стороны — тренеры, Павел и я. Еще с нами занимается психолог профессор Рууд Вермейи. Психологические, ментальные тренировки с нами проводит, поддерживает нас. Так что, у нас поддержка есть со всех сторон, но при этом нам удается оставлять наше собственное видение. И любую цель мы преследуем вместе.

О физической и эмоциональной форме

Оксана:

Чтобы свободно, раскрепощенно танцевать и выражать позитивные эмоции мы не можем в нашем спорте обойтись без оптимальной физической формы, без хорошей подготовки. У нас пять туров по пять танцев, которые длятся по две минуты. Нагрузка на кардиосистему высокая, на различные группы мышц. Так что, мы должны быть подготовлены. На эмоциях мы продержимся тура два, а потом выносливости не хватит, и мы начнем концентрироваться на боли или недомогании при танце, и тогда уже не до эмоций. Дух, сила воли должны присутствовать. Они нам помогают тренироваться так, чтобы мы не сдавались в последние секунды танца, даже если тело уже устает, могли всё равно выглядеть свежо и нести идею танца, нести идею нашей хореографии и с артистизмом, и не уставая.

Павел:

Эмоциональной подготовкой мы тоже занимаемся. Это тоже необходимая часть работы. Когда мы выходим на первый танец, у нас уже всегда есть нужный эмоциональный настрой.

Оксана:

Мы сейчас участвовали в "Asian Tour". Это такое турне по Азии, по разным странам — Корее, Японии. Помногу выступлений было. И, может быть, казалось, что уже одни и те же пары ездят, выступают, мы примерно знаем конкурентов, мы примерно знаем свою позицию, и это уже немножко рутина. Но всё равно мы выходим на каждый танец, и присутствует адреналин. Может быть, благодаря тому, что мы еще свежая пара, и всегда по-новому танцуем, никогда не чувствуем, что как по шаблону всё идет: та же румба, та же самба. Мы реагируем друг на друга, на музыку, на ситуацию. Если с какими-то парами мы своей хореографией вдруг друг другу мешаем, пытаемся выйти из ситуации, таким образом, чтобы это было красиво, интересно это обыграть. И всегда всё по-новому ощущаешь. Нет такого, чтобы мы танцевали как роботы на автопилоте. Мне даже не знакомо такое ощущение, что я эмоционально не готова выходить. У меня всегда желание выйти и танцевать.

О труде и таланте

Оксана:

Безусловно, очень важно, что человеку дано от природы. Но у всех таланты совершенно разные. Кто-то приходит с великолепными физическими данными, таким танцорам легче себя эстетично показать на площадке. Каждый их шаг, каждое движение выглядит само по себе красиво, если, например, красивые стопы. Над этим можно работать, а у кого-то это есть изначально, с малых лет. Но может быть, что этих данных от природы нет, зато есть музыкальность или выразительная внешность, с которой человек очень характерно выглядит в пасодобле или других танцах, это актерское мастерство, данное свыше. Мне кажется, тренеры тут должны помочь ученику, найти свою «фишку», то особое качество, которое от природы есть. Его можно развивать дальше, а над недостатками больше работать и стремиться, чтобы они не были так заметны. Это очень важно — осознать, что я могу от природы, что мне дано свыше. Может очень хорошо чувствую музыку или ритм, или то же партнерство. Вовремя и правильно реагировать на партнера — это тоже качество, которое нужно нарабатывать. А если оно дано от природы, его надо ценить, использовать и демонстрировать публике.

Павел:

Мы недавно как раз с Оксаной говорили о наших учениках и вообще в принципе о том, что самое важное, что необходимо, чтобы в танцах достичь успехов. Я считаю, что это упорный труд и время. Есть очень талантливые танцоры, которые не доходят до профессионального уровня. А есть такие, которые может не настолько одарены от природы, но они доходят и становятся вдруг очень успешными. Так что, это такой спорный вопрос, потому что, естественно, если есть талант, если есть какое-то качество, данное от природы, намного легче танцевать и развиваться. Но, я думаю, те, у кого не так много этого таланта, но они упорно работают и верят в себя, они также могут достичь больших высот в танцевальном спорте.

О кумирах и легендах

Павел:

Мне всегда нравились Франко Формика, Славик Крикливый, Брайан Уотсон. И я немножко, наверное, счастливчик, потому что так получилось, что как раз эти люди играли и играют очень большую роль в моей карьере. Я очень близок был с Франко и как с учителем, и как с другом. Славик и Брайан тоже мне очень помогали и помогают.

Оксана:

Раньше на НТВ показывали Кубок Спартака, Кубок Кремля, все вот эти турниры. И я, будучи маленькой девочкой, смотрела их и восхищалась этими танцорами. Тогда танцевали последние годы своей карьеры Донни Бернс с Гейнор Фейвезер. Потом Ольга Мюллер-Омельченко. Она мне всегда нравилась. И, конечно, Кармен Винцель. Вот эти танцовщицы больше всего повлияли на меня и на мое становление.

Павел:

Станислав Попов и его команда сделали грандиозную работу, потому что кремлевские турниры — это легенда. Там танцевали лучшие дуэты нашего спорта. Я помню, когда впервые вышел на этот паркет, у меня даже дрожали коленки, потому что я вспоминал, как я, когда еще был маленьким мальчиком смотрел видео, как на этот паркет выходил Донни Бернс, Брайан Уотсон, да все, все звезды там танцевали. И это, конечно, на сегодняшний день для нас огромная ответственность. Мы чувствуем это, потому что, когда сегодня маленькие девочки и мальчики смотрят видео с Кремлевских турниров, они смотрят на нас, как мы когда-то на тех звезд. И наша задача донести до них всю красоту спортивного танца, этого турнира и этого паркета, чтобы они так же стремились туда попасть и мечтали станцевать в этом зале. Поэтому я думаю, что Станислав Попов и его турниры — это новая эра спортивных танцев.

О предстоящем Чемпионате

Павел:

Особого переживаний перед чемпионатом нет, потому что организация всегда настолько четкая на кремлевских турнирах, что можно быть совершено уверенными, что нас привезут туда заранее, будет время подготовиться, всё расписано по времени. Мы уже примерно знаем, как это всё выглядит. Нам только останется танцевать. Поэтому переживаний нет, есть только сосредоточенность на подготовке.

Оксана:

Мы с Павлом уже танцевали в октябре Чемпионат мира 2016 в Кремле. Первый наш совместный дебют на этом паркете у нас уже был, всё прошло довольно успешно и хорошо. Так что, теперь мы просто очень ждем этого турнира, и очень рады, что будем там выступать.

***

Павел и Оксана:

Мы желаем всем насладиться этим временем, этими удивительными и неповторимыми моментами, создать незабываемые танцы. Может быть, не получится на протяжении всего турнира показывать 100%, но непременно чтобы можно было вспомнить, что в каком-то туре эта румба была просто шикарна, например. Чтобы какие-то такие моменты были у каждой пары, чтобы можно было хотя бы один какой-то танец выделить, который был просто на пике мастерства. Чтобы мы все смогли испытать, пережить что-то новое в этот раз. А публике желаю насладиться этим!

Любители танца смогут наблюдать за ходом борьбы в режиме on-line на канале www.dancesport.ru