Откуда берутся сказочники? Что заставляет людей придумывать самые невероятные истории? Особый склад ума? Избыток фантазии? Жизненные обстоятельства?
Известный педагог Анатолий Цирульников убежден: сказочник живет в душе у каждого. И если дочка просит: «Папа, расскажи…», ей нельзя отказать.
«Бамс!» — это старая сказка, пересказанная на новый лад. Это книга о постепенном становлении маленького человека и об удивительных людях, сочинивших для нас самые лучшие сказки. В каком-то смысле книга Анатолия Цирульникова продолжает развивать идеи другого знаменитого педагога Джанни Родари, посвятившего сказкам, вымыслу, развитию воображения «Грамматику фантазии».
Когда ты была маленькой, у тебя был повышенный тонус, и доктор, делавший массаж, посоветовала домашним тоже гладить спинку. Я взял эту приятную обязанность на себя, и каждый вечер делал это как мог, а поскольку гладить твою спинку молча было невозможно, я что-то бормотал, разговаривал с тобой, еще не говорящей, рассказывал какие-то придумываемые на ходу истории. Так появились, вынырнули откуда-то герои сказки.
Про некоторых можно было точно сказать, кто они и откуда. Твоя постоянная подружка в сказочном действе - Маша, попала к нам из сказки про трех медведей, которую я читал и пересказывал тебе много раз басистым, скрипучим, тоненьким голосом. В конце концов, сказка выполнила свое назначение, а Маша стала героем новой истории - второстепенный персонаж, но тебе нравилось, когда наряжаясь на бал, ты и Маша надевали разные платья, и поправляла меня, нет, мне голубое, а Маше розовое, а туфли мне золотые, а ей серебряные - в общем, даже молчаливая, бездействующая Маша для чего-то пригождалась.
Но некоторые герои были явно с характером, являлись, чтобы действовать не на задворках. Принц, например, или Зеленая – кто они такие? Ну, Зеленая, по-другому, Ëжка – внучка Бабы Яги, молоденькая хозяйка здешних болотных мест, ей всего-то пятьсот с чем-то лет, можно сказать, детсад. Хоть и говорит хриплым басом, и командует лешим и водяным, но сама мало еще что умеет, учится, как и ты, растет, но не вырастает из детства. Что касается другого персонажа, постоянно присутствующего в этих историях – которого зовут Принц, «принцуша», то я вообще не понимаю, откуда он взялся и что тут делает у нас на болоте, в то время как его мама - настоящая королева, а папа – король. Ждут, не дождутся ненаглядное чадо, а оно тут прохлаждается, лазает по деревьям (очень любит мед, считая что «пчелки» приносят его на верхушку березы – вот глупость-то). Забывает все, волшебные слова путает, совсем зеленый. Голосок у него тонкий, и в сочетании с басом Ëжки эта сладкая парочка тебя развлекала бесконечно, тут только придумывать и придумывать. Хотя, признаюсь, я не понимал, и до сих пор не пойму, почему ты так прилипала к этим незатейливым историям. Что тут играло роль: повторение знакомой сказки, которое так любят маленькие дети? Успокаивающее поглаживание спинки? Или что герои разными голосами время от времени обращались к тебе, так что ты не только слушала, но разговаривала с ними, поправляла, вмешивалась в смешные сказочные события (проблематичное занятие на ночь, с точки зрения домашних – ребенок смеется, а ему спать надо). К тому же полная чепуха, никакого развития, лучше бы почитал ей Брэма. Ох, не знаю…
Что наверняка - мне бы не пришло в голову превратить эти легкомысленные выдумки в книжку - если бы не финский снег, не зимняя сказка за окном. А было так: я приехал в Рождество к своему другу, старинной подружке (не по возрасту, а просто мы давно друг друга любим и знаем), и среди несчетного множества появлявшихся в ее доме внуков и внучек, был один мальчик, который…скажем так, нуждался в сказке. Ему ее явно не хватало. И я рассказал ему однажды, как рассказывал тебе, в тех же примерно выражениях. И уехал. А когда приехал снова на следующий год, оказалось, что он все помнит, что в нем это застряло почему-то – смешной человечек, которого он запомнил… И что оставалось делать – пришлось мне рассказывать вновь и вновь, ему и его сестренке, которая как-то пришла ночевать к бабушке…И когда я уезжал домой, моя старинная подружка, известный, кстати, педагог, спросила своего внука, с которым мы уже сдружились: тебе же нравятся эти истории? Ты же хочешь продолжения? Вот, Анатолий Маркович будет писать их, присылать сюда, а я буду тебе рассказывать.
Ее умный, нуждавшийся в сказке внук, посмотрел на меня своими выразительными глазами и тихо произнес: «А ты что, не можешь книжку написать?». И этими словами и взглядом решил все.
Так что эта книжка, конечно же, в первую очередь, для тебя, моя маленькая дочка, твоих родственников, племянниц, твоих будущих или нынешних (кто знает, когда она им попадет в руки?) детей. Но эта книжка и для того мальчика, не наигравшегося, не наслушавшегося сказки на ночь, и для других детей (и родителей, для которых сказки хотелось бы перемежать взрослыми историями). Впрочем, как получится.
Ведь когда сочиняешь сказку на ночь, заранее не знаешь, чем и когда все кончится. Может быть, этой ночью. А может, следующей…
Известный педагог Анатолий Цирульников убежден: сказочник живет в душе у каждого.
Об авторе: Анатолий Цирульников – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. Более сорока лет Анатолий Цирульников ездит по самым отдаленным уголкам России, изучая школы.
Предмет его интересов – не методика и не педагогика, а школа как институт местного сообщества, ее самоорганизация и самоуправление, адаптация к условиям жизни, культуре и традициям в конкретном месте. Анатолия Марковича хорошо знают педагоги и школьники в Якутии и в Ненецком автономном округе, Карелии и Новгородской области, Марий-Эл и Горном Алтае.
Это маленькая книжка сказок, рассказанных автором своему ребенку, и увлекательных историй о том, как рождаются сказки и кто такие сказочники. Книжку можно читать и пересказывать ребенку, а можно придумать на основе ее собственную.
ИД "САМОКАТ", серия "Самокат для родителей"