Представители крупных чайных компаний трижды в неделю съезжаются в далекий африканский портовый город Момбаса, чтобы выбрать лучший товар из представленного. Именно здесь идет бойкая торговля сокровищем Кении - производители привозят сюда десятки различных видов чая. Сегодня они становятся все более популярными благодаря уникальному составу, удивительному вкусу и чарующему аромату.
История кенийского чая началась сравнительно недавно - в конце прошлого века. Британские колонизаторы завезли сюда первые кусты этого растения. Кения смогла отстоять свою самостоятельность, а чайный бизнес остался и успешно процветает.
Чайные плантации Кении располагаются в высокогорных районах, на высоте 1,5 тыс. - 2,7 тыс. метров над уровне моря. Урожай здесь собирают несколько раз в год, чему способствуют жаркий экваториальный климат и обилие дождей.
Чайные кустики в таких условиях хорошо растут, их не нужно удобрять, и это объясняет экологическую чистоту продукта. Листья до сих пор зачастую собираются вручную и сразу же перерабатываются. Кения большую часть произведенного чая продает, и как экспортер она занимают лидирующие позиции в мире.
Кенийский чай победоносно шагает по планете и уверенно конкурирует с цейлонским и индийским. Этот экзотический напиток не только отличается насыщенным вкусом и янтарно-медовым цветом настоя, но и может придать сил и бодрости, так как богат антиоксидантами и микроэлементами. Их чайные кустики впитывают из вулканической почвы на склонах гор.
Больше 95% выпущенного в Кении чая - это разновидности черных сортов, которых насчитывается около полусотни. Есть хозяйства, которые производят на заказ зеленые, белые и даже пурпурные.
Подготовленный к продаже продукт стекается в портовый город Момбаса, расположенный на берегу Индийского океана.
Аукционы по продаже чая устраивают с одинаковой периодичностью во всех странах, занимающихся его производством. В Шри-Ланке они открываются в Коломбо, в Индонезии - в Джакарте, в Индии и Пакистане - в Калькутте, Кочине и Читтагонге. В кенийском Момбасе крупные чайные компании покупают его еженедельно.
Чай не кофе, он не торгуется на биржах, на него не подписывают фьючерсных контрактов. Этот продукт не хранится долго, а огромное множество видов и сортов отметает любые попытки стандартизации.
Главный секрет чайных аукционов Момбаса заключается в том, что эта форма продажи идеально подходит для реализации товаров с индивидуальными свойства, качество которых напрямую зависит от состава почвы, установившейся погоды, технологий производства и даже расположения плантации над уровнем моря.
В итоге производители не устанавливают отпускную цену на чай. Они могут согласиться с предложенной покупателем или отказаться.
Процесс торговли начинается с того, что производители высылают чайным брокерам образцы чая. Те пробуют, оценивают качество, вносят в каталог, а затем на самом аукционе во время торговой сессии предлагают свою цену. Опытный дегустатор способен различать до 4 тыс. вкусовых и ароматических оттенков напитка и заварки, описывая его параметры с помощью специального словаря.
В Момбасе даже действует Ассоциация чайных брокеров. Каждая такая компания должна обладать безукоризненной репутацией и иметь в своем штате сотрудников, которые кроме оценки чая способны анализировать конъюнктуру рынка, вести аукционный торг и т.д. Часто они посещают чайные фабрики, следят за соблюдением технологии производства, смотрят, в каких условиях его выращивают.
Первый чайный аукцион был проведен в Лондоне в 1679 году. С тех пор принципы особо не поменялись, разве что появилась и сейчас активно внедряется электронная форма торгов. В Кении попытки организовать нечто подобное предпринимались еще за несколько лет до обретения страной независимости, в 1956 году.
Тогда группа предпринимателей создала Восточно-африканскую чаеторговую ассоциацию (The East African Tea Trade Association, EATTA). Но Найроби, где они взялись продавать чай, трудно было конкурировать с Лондоном. Спустя 12 лет аукцион переместился в Момбасу, и отгрузки продукта пошли гораздо лучше.
EATTA является крупнейшей организацией на всем африканском континенте и объединяет производителей из 11 стран. Кроме Кении в нее входят Танзания, Уганда, Руанда, Бурунди, Малави, Мозамбик, Мадагаскар, Замбия, Эфиопия и республика Конго. Несмотря на это, 74% продаваемого в Момбасе чая является кенийским. Он расходится по всему миру, включая Россию.
Наша страна входит в пятерку крупнейших потребителей чая. Кенийский продукт в России представлен под брендами: Maitre KENIKA, Richard Royal Кения, Greenfield Kenyan Sunrise, Чай Майский Rich Kenya, Tess Kenya, Lipton Kenyan Estate, Жемчужина Нила Кения, Ahmad Tea Kenyan Tea, др.
Сегодня чайный аукцион продолжается пару дней, за это время продаются до 120 тыс. мешков с чаем. Об успешности бизнеса говорит тот факт, что еще каких-то 20 лет назад, объемы торговли были скромнее в три раза. Власти Кении неоднократно делились планами об увеличении поставок на российский рынок. Потенциал есть. Так что россияне могут по достоинству оценить все богатство вкусов этого ароматного и полезного напитка родом из Африки.
Больше о кенийском чае можно узнать здесь https://kenyantea.ru