Домовой охранял не только дом, но и все хозяйство. Отсутствие домового считалось аномалией.
Суседко, Хозяин, Сам, Доброхот, Кормилец, Дедушка, Лизун, Постен («по стене» или от «тени») — все это разные названия домового, по мнению древних славян, непременно обитающего в каждом доме.
Наши далекие предки верили, что за благополучие и достаток в доме «отвечает» незримая сила. Домовой охранял не только дом, но и все хозяйство. Отсутствие домового считалось аномалией.
Люди верили, что домовой может быть как добрым помощником, так и строгим «хозяином», наказывающим членов семьи за ложь, нерадивость, пьянство и прочие прегрешения. Неудивительно, что его всячески пытались задобрить и даже выделили ему собственный праздничный день – Кудесы.
Само название праздника, в переводе со старославянского означающее «бубны», указывает на то, что наши предки общались с домовым при помощи музыки. Вообще, считалось, что домовые зимой спят, но на один день, 28 января они просыпаются, чтобы весело провести время, а также поесть специально для них приготовленной каши.
Соблюдение этого обряда было обязательным: если домовой обидится, то начнет мстить жильцам дома – наведет болезни на членов семьи, хозяйство оскудеет. В общем, с домовым предпочитали дружить. На ночь ему оставляли за печью горшочек со специально приготовленной кашей по такому рецепту:
Отварить 3 яйца вкрутую, мелко порубить. Обжарить до золотистого цвета 1 луковицу. Сварить рассыпчатую кашу из 1 стакана гречневой крупы и 3 стаканов воды. Соединить гречку, лук, вареное яйцо и оставить томиться в течение 1 часа.
Единственным неудобством было то, что горшочек с угощением непременно должен был оставаться горячим до полуночи: мало просто сварить кашу так, чтобы «хозяин» был доволен – каша обязательно должна быть теплой! Но люди не унывали: принимать гостей и угощать на Руси любили всегда. Поэтому на Кудесы, чествуя домового, готовили много и вкусно, а угощая, припевали:
Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!